Валерию Шарипову тридцать два года, он с Урала, и у него два образования — историческое и маркетинговое. Но последний год с небольшим он занят другим: Шарипов создает виртуальных людей. Он называет их «виртуалами».

Они могут быть инфлюенсерами, персонажами компьютерной игры, моделями и бренд-амбассадорами.

Компания Шарипова Malivar придумывает виртуала, описывает его легенду, создает образ с помощью компьютерной графики, одевает в виртуальную одежду и отправляет в виртуальную жизнь — в Instagram.

Для Шарипова это не хобби. Он уверен: на виртуальных людях можно заработать реальные деньги. Дело за малым — убедить компании, что им нужны и выгодны виртуальные люди.

Первому виртуалу приготовиться

— Очень круто, когда нет человека, — говорит Валерий Шарипов. — Поэтому, например, Uber и хочет избавиться от водителей: люди — самое дорогое в таком бизнесе.

Во время учебы в Екатеринбурге он издавал журнал об уличной культуре «Skrepka. Не формат». Перебравшись в Москву, сменил несколько мест работы, пока не устроился трейд-маркетологом в Yota Devices, где и дорос до позиции директора по маркетингу.

Там он работал с главой компании Владиславом Мартыновым и учился у него харизматичному предпринимательству. «Он надрачивал всех на софт-скиллы, презентации и нестандартные решения», — вспоминает Шарипов. (В апреле 2019 года Yota Devices признали банкротом, Шарипов ушел из компании в 2018 году. — IMSource).

Весной 2018 года Шарипов посмотрел фильм «Первому игроку приготовиться», увлекся идеей создания собственных миров и начал изучать технологии виртуальной реальности. Тогда же он устроился в студию Riplemark, создающую приложения для подростков. Для их продвижения Шарипов закупал рекламу у блогеров, и ему не нравился человеческий фактор в этом бизнесе.

— Чем младше селебы, тем сложнее: техническое задание не выполняют, пропадают, аккаунты перенасыщены рекламой, цены завышены и нелогичны. Хотя среди подростков тоже есть надежные блогеры, но их меньшинство, — объясняет Шарипов.

Во время рабочей поездки в Калифорнию он узнал о Brud — стартапе из Лос-Анджелеса, создавшем самого популярного диджитал-инфлюенсера в мире — Miquela. Сегодня на ее аккаунт в Instagram подписаны 1,6 млн человек. В апреле 2018 года Brud привлекла инвестиции от венчурного фонда Sequoia Capital в размере $6 млн.

Шарипов вернулся в Россию вдохновленный. Он проанализировал свой опыт работы с блогерами, брендами и агентствами и понял: живые люди затратнее виртуальных, и на этом можно заработать. Шарипов решил основать компанию, которая будет создавать и продюсировать виртуальных персонажей.

1-virtual-influencer
Ассистент: Кирилл Войнов. Фото: Андрей Рапуто/Inc.

Виртуальная команда

Шарипов начал искать CGI-дизайнера и наткнулся в Instagram на аккаунт Sozydai. Его автор — 23-летний 3D-художник и дизайнер Артур Минасян. Шарипова впечатлил уровень работ Минасяна, и он написал ему: «Давай создавать виртуальных инфлюенсеров». Минасян согласился и стал сооснователем Malivar. В компании он отвечает за всю компьютерную графику (CGI).


Что означает название Malivar

Malivar — это никнейм Шарипова со времен университета. Он играл под ним в компьютерные игры. Слово ничего не означает — Шарипову просто нравится сочетание букв и их звучание.


Помимо Шарипова и Минасяна в команде Malivar еще два сооснователя с долями — креативный продюсер Светлана Белоусова и арт-директор Антон Рындя. Шарипов знал их по работе в Riplemark. Белоусова отвечает в компании за креатив и сторителлинг, а Рындя — за дизайн. Шарипов занимается маркетингом, фандрайзингом и общим управлением.

Шарипов отказался раскрыть соотношение долей в компании. Согласно данным ЕГРЮЛ, он является единственным учредителем ООО «Маливар».

2-virtual-influencer
Ассистент: Кирилл Войнов. Фото: Андрей Рапуто/Inc.

Вне штата на компанию работают 3D-художники, дизайнеры CGI-одежды и создатели AR-эффектов. Среди них — дизайнер из Нур-Султана, которая «одевает» персонажей, создавая для них уникальную цифровую одежду.

Вся работа происходит удаленно: участники команды живут в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону и общаются через Telegram. Шарипов загадывает, что в будущем офис компании понадобится, как минимум, для того чтобы хранить там «железо» — компьютерное оборудование с видеокартами и десктопами.

Что можно сделать с виртуалами

С сентября 2018 года компания создала трех персонажей, двух из которых нельзя назвать популярными: у Dima Rovno — двадцатилетнего парня из России — около 500 подписчиков, у Eva Glada — 100.

У каждого виртуального персонажа есть своя легенда и обоснование, почему он виртуальный. Например, по легенде Dima Rovno погиб, когда его сбила машина, но друзья решили увековечить его жизнь и создали виртуального друга, которому навсегда двадцать один.

На инстаграм самого популярного персонажа Aliona Pole подписаны 24,6 тыс. человек. Под ее постами сотни лайков и десятки комментариев от школьников. Шарипов рассказывает, что иногда подростки жалуются виртуалу на жизнь или обсуждают домашнее задание. В Malivar управление персонажами распределено по гендеру, поэтому Aliona Pole управляет Светлана Белоусова.

— Мы создаем не просто виртуальных блогеров для Instagram, а самостоятельных персонажей, которые могут жить где-угодно: от страниц комикса до игр в виртуальной реальности. От их лица можно запускать стартапы и поднимать раунды на краудфандинге, — говорит Шарипов.

Авторы придерживаются целостности повествовательной линии и ведут контент-план, но случаются резкие сюжетные повороты, которые члены команды придумывают в ходе работы.

— С виртуалами ты можешь сделать вообще все что угодно, — объясняет преимущество Шарипов. — Твой виртуал завтра может постареть на тысячу лет, родить троих детей, переехать на новую планету — и все это одновременно.


В 2016 году стартап Евгении Куйды Luka выпустил приложение Roman — в память о Романе Мазуренко, которого в 2015 году сбила машина. В приложении можно было переписываться с чат-ботом — виртуальным Романом. «Этот цифровой памятник — это попытка сохранить уязвимость и красоту, и нашу ослепительную юность, которая закончилась вместе с Ромой», — писала Куйда.


3-virtual-influencer
Ассистент: Кирилл Войнов. Фото: Андрей Рапуто/Inc.

Виртуальные клиенты

Шарипов хочет зарабатывать на коллаборациях своих виртуалов с брендами и создании для компаний собственных виртуальных амбассадоров, но пока только учится это делать.

На данный момент Malivar представила одного виртуального амбассадора — Золотого призрака. Заказчиком выступил московский кальян-бар Terma. Для Malivar это был пилотный проект. За разработку персонажа бар заплатил команде 50 тыс. руб.

По словам Шарипова, Malivar работает еще над двумя персонажами, релиз которых запланирован на октябрь 2019 года. Он не смог рассказать подробности, сославшись на подписанное NDA.

Один из главных аргументов, который Шарипов приводит потенциальным клиентам, — выгода. Виртуалу не нужно платить, его агентству не нужна комиссия, в стоимость проекта не нужно закладывать риски — виртуал всегда делает то, что от него хотят, — и дополнительные расходы на стилиста, визажиста, водителя или питание.

Шарипов говорит, что отказывает значительной части потенциальных клиентов, хотя запросы поступали в Malivar с января 2019 года. «Когда мы запустились, нам начали писать агентства, медиа и бренды — Schwarzkopf, MAC Cosmetics, Cosmopolitan, Yota», — рассказывает он. По его словам, компания не смогла бы потянуть больше 4 проектов, поэтому выбрала наиболее интересные предложения. Среди них — рекламная интеграция Yota с Aliona Pole.


artem-rabchukАРТЁМ РАБЧУК

руководитель по новым медиа в Yota

Мы только заключили договор, поэтому публикаций пока не было. Для нас интересен опыт, когда виртуальный персонаж становится амбассадором Yota и нативно, через свой опыт, рассказывает о нас. Мы ни в коем случае не хотим делать виртуального амбассадора бренда. Это булшит. Aliona живёт своей жизнью, а для нас интересно понять, какое место Yota может в ней занимать. Первые публикации планируем в начале октября, когда стартует наша новая рекламная кампания.


Автор: Алексей Юртаев Источник: Inc.


Подпишитесь на наши новости

И будьте всегда в курсе всех новостей отрасли Маркетинга Влияния