Козаченко Ольга, Head of Content Digital агентства RACURS

13 статья. Защита авторского права в Интернете — новая и злободневная статья от специалистов диджитала в авторской колонке RACURS. Кого затронет, что с этим делать и чего ожидать в будущем? – вопросы, которые задают все. Подготовьте себя заранее.

О чем речь? 
В начале осени 2018 года Европейский Парламент проголосовал за принятие Директивы об авторском праве в интернете. Директива призвана защитить интеллектуальную собственность правообладателей от ее незаконного использования и распространения в сети. Т.е. теперь без разрешения правообладателя ничего постить и размещать будет, вероятно, нельзя. 

Кто попадет под влияние? 
На первый взгляд, все пользователи, которые живут (временно пребывают) и осуществляют коммерческую деятельность на территории ЕС. Но в силу сложности определения юрисдикции в сети под действие Директивы попадает большинство глобальных контент-провайдеров. 

Если крупнейшие компании типа YouTube, Facebook и других начнут внедрять системы фильтрации контента, то с большой долей вероятности эти системы будут работать не только в пределах ЕС, но и по всему миру. А создатели контента теперь будут тратить уйму времени и сил (и нервов), чтобы 100500 раз все проверить и согласовать. 

Обещают не трогать малый бизнес, некоммерческие проекты, интернет-магазины, облачные хранилища, онлайн библиотеки (если контент загружен с согласия правообладателей).
⠀⠀
Как будут следить?
Статья 13 предусматривает внедрение режима Robo-copyright (автоматическую проверку копирайта). Так компьютерные программы будут удалять все, что они идентифицируют как нарушение авторских прав. 

Что теперь опасно постить? 
Любой контент, который так или иначе содержит элементы чужой интеллектуальной собственности: мемы, пародии, фото, картинки, видео, авторские публикации и тд.

Почему это хорошо? 
Если не доводить уровень контроля до абсурда, то инициатива, вроде бы, не столь плоха — авторы будут справедливо получать деньги за свои труды, а уровень краж интеллектуальной собственности будет реально снижаться за счет внедрения автоматических фильтров.

Но есть и НО:
Уровень развития машинного интеллекта пока все еще не на столь высоком уровне, чтобы можно было уверенно заявлять, что не последует ошибочных блокировок всех и вся. Кроме того, вирусное распространение элементов собственности (музыки, персонажей, кадров и тд.) в большинстве случаев даже играет на руку правообладателям, повышая популярность их детища. Насколько выросла популярность Адель благодаря челленджу? 

Какие перспективы? 
Будет бан, будут противники (еще большие, чем уже есть сейчас), будут smart технари, которые начнут придумывать обходные пути. Появится куча платных сервисов, с помощью которых можно будет «прогнать» контент на признаки нарушения авторских прав. Качество контента уйдет на второй план и потеряется в попытках сделать «по закону».

Личное: 
Я думаю, что это очередная попытка контролировать неподконтрольную в полном смысле этого слова сферу коммуникации. Раньше сами компании боролись с попытками нарушения их авторских прав, теперь за дело взялись законодатели. Нужно ли это компаниям? Пока не ясно. Нужно ли это простым пользователям? Точно нет. Сммщикам жить станет труднее, это однозначно. Но в любом случае сетевой мир найдет способ адаптироваться и выжить).

#RACURS

Автор: Козаченко Ольга, Head of Content, digital агентство RACURS