Подкасты в России — это совершенно дикий рынок. Новички иногда зарабатывают в разы больше опытных профессионалов; рекламодатели не понимают, как ими пользоваться и вообще нужны ли они, а подкастеры — во сколько оценивать рекламное место на своих площадках и как гармонично встраивать продвижение чужих продуктов в доверительный разговор со слушателями. Разберемся, в чем сила подкастов, как на них заработать и почему происходящее сейчас на рынке может оказаться пузырем.

«Российский рынок подкастов — практически чистое поле с небольшим количеством энтузиастов. Это даже конкуренцией нельзя назвать, нас очень мало», говорит экс-глава отдела подкастов «Медузы», основатель студии подкастов «Либо/Либо» Лика Кремер.

Известно об этом поле мало — у участников рынка нет четкой статистики. Хостинговые сервисы предоставляют данные о количестве загрузок и попыток слушать онлайн, а не реальных прослушиваний, у iTunes — данные о количестве девайсов, с которых слушали эпизоды, и о глубине прослушиваний, при этом в стороне остаются пользователи Android — их считают отдельно для каждого приложения (Google Podcasts, CastBox, Player FM). Точно не известно ни общее количество русскоязычных подкастов, ни сколько человек их слушает. В Apple на вопрос о количестве российских подписчиков заявили, что «данные не раскрывают». Большинство опрошенных подкастеров говорят, что российская аудитория — это несколько сотен тыс. человек, меньше 1 млн.


Перспективы рынка

В 2018 году американские компании потратили на рекламу в подкастах $479 млн (в 2017 году — почти $314 млн), говорится в докладе аудиторской компании PwC для Interactive Advertising Bureau (международная организация, объединяющая участников медийной индустрии). По прогнозу, в этом году показатель приблизится к отметке в $680 млн, а в 2021 — превысит $1 млрд.


Для сравнения, половина жителей США старше 12 лет, или 144 млн человек, хотя бы раз в жизни слушали подкасты, а 90 млн американцев слушали хотя бы один подкаст за последний месяц, показало исследование компании Edison Research в начале 2019 года.

«Я не считаю, что вокруг подкастов пустой хайп, — это хайп обоснованный. Я очень серьезно поехавший на этом человек, но я искренне считаю, что треть населения России должна хотя бы раз в месяц слушать подкасты. Но придем ли мы к этому сейчас или через пару лет, я не знаю», — говорит автор подкаста «Слушай, Алиса» и консультант «Яндекс.Музыки» Мика Голубовский.

Screenshot_Podcast_1

Screenshot_Podcast_3Так или иначе, уже сейчас формат привлекает все большее число последователей: это как независимые подкастеры, так и крупные медиа, и все чаще — бренды.

Подкастами заинтересовались и крупные компании: партнерами и рекламодателями разных проектов уже становились, например, ЮниКредит, Альфа-Банк и МегаФон. А разделы с подкастами появились во ВКонтакте и Яндексе (Немузыка). Кроме того, на этом рынке случились первые инвестиции — компания LVL1 Group бизнесмена Льва Левиева вложилась в студию подкастов «Либо/Либо» (сумма не раскрывается, сам инвестор отказался комментировать эту тему).

«Либо/Либо» основали работавшие в «Медузе» Лика Кремер (придумала и возглавляла отдел подкастов) и Екатерина Кронгауз (автор подкастов «Как жить» и «Дело случая»), а также журналист Андрей Борзенко («Сноб», «Дождь», «Коммерсант Weekend», Проект1917). «По плану, мы должны зарабатывать с первого месяца. Во втором — столько же, сколько и в первом, а в третьем — в два раза больше. Я, посоветовавшись с друзьями, написала довольно жесткие условия, — это нас бодрит», — рассказывает Лика Кремер.

Способы монетизации в подкастах такие же, как и в других медиа, — реклама, партнерские проекты, краудфандинг и paywall (пока что в теории) — но со своими особенностями.

Автор: Наталья Жданова, Источник: Inc.


Подпишитесь на наши новости

И будьте всегда в курсе всех новостей отрасли Маркетинга Влияния