Ведете блог и мечтаете о собственной книге? Сейчас самое подходящее для этого время. Мы поговорили с представителями издательств и известными блогерами, чтобы выяснить, как популярность в интернете становится пропуском в мир твердых обложек и больших тиражей.

Со стороны традиционный план действий выглядит примерно так: вы готовите рукопись, рассылаете ее в издательства и ждете, что рано или поздно вам придет не очередной вежливый отказ, а предложение обсудить детали. Ну или подключаете связи, чтобы ваш труд побыстрее попал на стол к редактору.

Однако благодаря развитию социальных сетей в наши дни издательства сами ищут блогеров, чьи книги потенциально могут хорошо продаваться.

Ярослава Сурженко: руководитель направления non-fiction издательства «АСТ»

Сегодня блогеры часто профессионалы в той или иной области: врачи, психологи, тренеры, кулинары, многодетные родители, музыканты, пиарщики, бизнесмены. Издавать их не только выгодно, поскольку у них уже есть покупательская аудитория, но и полезно, ведь они обладают уникальными знаниями и опытом.

Основная инициатива издательства в этом смысле — активный серфинг соцсетей на наличие талантов. Часто лидеры мнений не осознают своего потенциала и того, что они способны создать информационное детище уровнем выше, чем пост в социальной сети. Зато, когда издательство предлагает ту или иную тему для книги, это осознание приходит.

Заработок и высокая трудоспособность

Много заработать на первой книге обычно сложно. Но каждый блог — маленькое медиа. И чем больше у вас подписчиков, тем больше пространство для торга с издательством, когда речь пойдет о гонораре и авторских отчислениях за книгу.

Алексей Докучаев: сооснователь издательства Individuum

Все издатели нуждаются в контенте, особенно в контенте непереводном. Но, на мой взгляд, дело в конечном счете не в том, блогер ты или нет. Важно то, о чем ты пишешь. Если это востребовано и актуально, велика вероятность, что твою книгу опубликуют.

С другой стороны, для издателей сотрудничество с блогерами часто — более безопасный путь. И не только потому, что блогер приводит за собой аудиторию, которая будет книгу покупать. Мы, например, работаем с авторами, среди которых есть и журналисты, и врачи, и много кто еще, и нам часто приходится помогать людям преодолеть порог боязни написания первой книги. Блогер же привык писать много и регулярно. Так что издатель заранее понимает, что текст книги он, скорее всего, тоже напишет.

Имена и цифры

Вот лишь несколько примеров успешных книг, написанных блогерами (информацию о них нам предоставило издательство «АСТ»). Они были проданы огромными по сегодняшним меркам совокупными тиражами:

«Вальс Гормонов: вес, сон, секс, красота и здоровье как по нотам» Натальи Зубаревой — 260 тысяч экземпляров;

«В постели с твоим мужем. Записки любовницы» Ники Набоковой — 157 тысяч экземпляров;

«Администратор Instagram. Руководство по заработку» Дмитрия Кудряшова и Евгения Козлова — 82 тысячи экземпляров;

Отдельный случай — книга «Страдающее Средневековье» Сергея Зотова и других, вышедшая тиражом 55 тысяч экземпляров. Книга написана учеными, но по инициативе известного паблика в ВК. Его название книга и получила.

Учитывая, что средний по России тираж составляет всего две тысячи экземпляров, цифры действительно впечатляют. Но значит ли это, что приход блогеров на книжный рынок можно считать масштабным трендом в пределах нашей страны?


[mks_pullquote align=»right» width=»700″ size=»24″ bg_color=»#b7b7b7″ txt_color=»#000000″]

Елена Борисовна Ногина, директор Российской книжной палаты
Я бы относилась к данным о высоких тиражах книг, написанных блогерами, с некоторой осторожностью. На мой взгляд, речь пока идет не о тренде — просто через интернет легче найти читателя и издателя. У «Эксмо-АСТ» очень неплохие специалисты, многие авторы у них хорошо раскручены, и, конечно, стартом для таких авторов может служить в том числе собственная известность в интернете.

[/mks_pullquote]


Зарубежный опыт

Чтобы понять, какие перспективы есть у этого сегмента книжного рынка, стоит обратиться в первую очередь к американской издательской индустрии, одной из самых развитых в мире. Именно она, по сути, обозначает тенденции, на которые впоследствии ориентируются другие страны.

Книги блогеров в США начали издавать значительно раньше, чем в России, и еще в 2004 году авторитетный журнал The New Yorker предсказывал, что это станет не просто трендом, а настоящим культурным феноменом.

Так и произошло.

✔️Выпущенная в 2007 году книга блогера Тима Феррисса «Четырехчасовая рабочая неделя» разошлась по миру тиражом, превышающим два миллиона экземпляров.

✔️В 2012 году автобиографическая книга блогера Дженни Лоусон «Давай притворимся, что этого не было» заняла первое место в списке бестселлеров The New York Times.

✔️Фотокнига «Люди Нью-Йорка» Брэндона Стэнтона, создателя одноименного блога, только по предзаказам была продана в количестве 30 тысяч копий — очень большой тираж для сборника снимков.

Конечно, в России эта тенденция пока только набирает обороты. Но, согласно отчету Роспечати, упомянутая выше книга Ники Набоковой «В постели с твоим мужем» уже вошла в топ-10 бестселлеров рынка электронных книг в 2018 году.

Как конвертировать личную известность в тираж и какие трудности могут возникнуть в ходе работы с издательством

Вряд ли кто-то знает ответы на эти вопросы лучше, чем сами блогеры.

Софья Багдасарова (shakko): арт-блогер, журналист и писатель, автор книг «Омерзительное искусство» и «Апокалипсис в искусстве»

Я создала блог в 2004 году. В 2016–2017-м годах было скучно, я сидела на фрилансе и писала посты каждый день, среди них было много классных. Резкая популярность в соцсетях за пределами ЖЖ, где аудитория достаточно локальна, пришла примерно за полгода до того, как «Эксмо» предложило мне сотрудничество.

Не могу сказать, что я столкнулась с большим количеством трудностей. У меня хороший редактор, который соглашается почти на все мои безумные идеи. Ну, только просит убрать слишком откровенные описания сцен расчленения трупов в ренессансном искусстве и секса — в античном.

А вот разница между книгой и блогом очень большая. В соцсетях публикуются разрозненные заметки. Книга должна быть однородным произведением. Чтобы написать что-то настоящее, а не «книгу блогера», надо любить чужие тексты и понимать, как они устроены. К тому же можно знать очень много, но, если не уметь об этом рассказывать, порадовать аудиторию не получится. Нужно гореть энтузиазмом, любить объяснять — тогда читатель это почувствует.

Залина Маршенкулова: журналист,блогер, автор книги «Женская власть»

Издательство «АСТ» само вышло на меня и предложило собрать самые популярные тексты, опубликованные в моем канале. Потом уже я что-то дополнила, отредактировала, выстроила логику книги. Изначально я не планировала конвертировать канал в какую-либо известность. И пишу я просто потому, что не могу не писать, не могу молчать.

Ты делаешь что-то хорошо, это обрастает фанатами и хейтерами — и все. Ты создаешь храм, и он больше тебе не принадлежит.

Автор: Мария Смирнова Источник: Журнал Яндекс.Дзен


Подпишитесь на наши новости

И будьте всегда в курсе всех новостей отрасли Маркетинга Влияния

[mc4wp_form id=»616″]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введите ваш комментарий
Пожалуйста введите ваше имя